Рисунок2.

Первый электрический трамвай в Харькове.  3 июля 1906 года первый электрический трамвай вышел из Петинского депо.

  Маршрутом Петинская улица (ул. Плехановская) – Павловская площадь курсировало 10 вагонов, вмещающих 30 пассажиров. Скорость приобретенных в Германии трамваев не превышала 10 километров в час, к тому же линия состояла из одной пары рельс, что вызывало необходимость ждать на разъездах встречные вагоны. К концу 1906 года услугами трамвая воспользовалось 2 миллиона пассажиров, ежедневная выручка же составляла 350 карбованцев. В дальнейшем трамвайные линии провели Клочковской, Великой Панасовской, Пушкинской, Грековской и Кладбищенской (ул. Муранова) улицами, а также дотянули от Пушкинской через Бассейную (ул. Петровского) и Мироносицкую улицы до Городского парка.

  В начале 1914 года город получил 84 моторных и 28 прицепных вагонов. При этом, рядом из заграничными вагонами появились вагоны отечественного производства – московские, ревельские, никопольские. Отстой и ремонт вагонов осуществлялся в Петинском и Пискуновском депо. Общая длинна трамвайных линий в 1917 году составляла 18 километров.

  Во времена революции 1917 года трамвайное предприятие продолжало свою работу. Его сотрудники старались обеспечить нормальное функционирование трамвайного движения. Бурные революционные события, постоянная смена власти фактически поставили городской транспорт на грань вымирания. Восстановление трамвайного хозяйства проходило очень медленно.

  В 1926 году был утвержден план перехода с узкой (метровой ) на широкую колию (1524 мм). Работы с переоснащения трамвайного предприятия начались в 1926 — 1927 годах. Подготавливалась мощная ремонтная база.  В 1927 году — главные мастерские переделаны в вагоноремонтный завод — ВАРЗ (состоял из 7 цехов). Было расширено Пискуновское и построено новое Плехановское депо. Проводилась прокладка новых маршрутов и реконструкция уже существующих. В 1928 году на улицах города появились вагоны харьковского типа серии «Х». Через год трамвайный парк насчитывал свыше 250 вагонов.

  Предприятию, которое развивается, были необходимы новые кадры, и в 1927 году среди работников электротранспорта появились женщины-вагоноводы.

 Процесс обновления трамвайного хозяйства отображала газета «Красный трамвайщик», первый номер которой вышел в феврале 1927 года.

 С 1929 года электротранспортное предприятие получило название Харьковский трамвайный трест и в этом же году была создана первая диспетчерская служба.

  Население Харькова увеличивалось и сам город разрастался, поэтому трамвайное хозяйство не справлялось в полном объеме с перевозк0й пассажиров. Возникла необходимость создания троллейбусного движения и уже 9 марта 1939 года Из ахива Народного музея истории КП «Горэлектротранс»Харькову было подарено 10 троллейбусных машин ЯТБ-4, изготовленных на Ярославском заводе. Сразу же в Киев на переподготовку было отправлено 32 самых лучших водителей трамвая, в городе тем временем устанавливались опоры и монтировалась контактная сеть, организовывалась ремонтная служба.

  Первый же троллейбусный маршрут был открыт 1 мая 1939 года. Троллейбусная трасса длинною 7,05 км проходила от Дома Красной Армии на пл. им. Н.С. Тевелева (теперь пл. Конституции) до парка им. Горького. За первый год работы троллейбусного движения в Харькове без аварий и несчастных случаев было перевезено свыше 6 млн. пассажиров и построено 12,6 км трассы. Поэтому руководство электротранспорта отметило большую продуктивность троллейбусников. С того времени троллейбус стал неотъемлемой частью транспортной жизни города.

  Для первой в Украине троллейбусной линии решили построить временное депо на улице Сумской, на месте нынешнего сквера Победы и фонтана «Зеркальная струя». Правда, через тупиковое размещение парка выезжать на Сумскую улицу троллейбусам приходилось задним ходом. Было Первый троллейбусный паркоборудовано место для ночного отстоя и технического осмотра троллейбусов. Грунтовая площадка, обнесенная забором, несколько хозяйственных построек и открытых канав — вот и все, что представляло из себя первое харьковское троллейбусное депо. Ремонт троллейбусы в то время проходили на вагоноремонтном заводе. К началу войны в Харькове депо насчитывало 27 машин.

  В 1939 году Харьковский трамвайных трест было переименовано в на трамвайно-троллейбусный.

Thanks: